Концепция развития
воскресной УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПАТРИАРШЕГО ПОДВОРЬЯ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В С. ЗДЕХОВО
Пояснительная записка
Воскресная учебно-воспитательная группа (УВГ) создана при Патриаршем подворье храма Святителя Николя с. Здехово Московской области, действует с 2005 г. и является его структурным подразделением. Общее руководство Воскресной УВГ осуществляет по должности настоятель храма протоиерей Сергий Киселев.
Духовник Воскресной УВГ – настоятель храма протоиерей Сергий Киселев.
Директор Воскресной УВГ – Бутова Ольга Ивановна.
Цели и задачи воскресной учебно-воспитательной группы.
Воскресная учебно-воспитательная группа создана с целью формирования у обучающихся детей православного мировоззрения, привития навыков благочестивого образа жизни, приобщения обучающихся к литургической жизни Церкви, становления ребенка как творческой индивидуальности, его духовно-нравственного воспитания, содействия возобновлению православных традиций русской культуры и христианского благочестия.
Задачей религиозного воспитания ребенка является подготовка человека к полноценной церковной жизни, в основе которого лежит формирование православного, церковного мировоззрения.
Основными задачами Воскресной школы являются:
а) религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;
б) всестороннее развитие личности воспитанников;
в) адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.
Реализация указанных задач осуществляется в сотрудничестве с семьей, через вовлечение в приходскую жизнь.
Занятия в Воскресной школе проводятся раз в неделю, в воскресение.
Один урок длится 40 минут.
Преподаватели воскресной учебно-воспитательной группы.
Преподавателями учебно-воспитательной группы являются:
- священнослужители, проводящие занятия по Закону Божиему;
- педагоги, имеющие богословское образование и опыт работы с детьми.
Методика преподавания в воскресной учебно-воспитательной группе.
Обучение в учебно-воспитательной группе проводится по программам, основанным на «Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемого в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» (2012 г.) адаптированным к возможностям учебно-воспитательной группы.
По сложившейся традиции уроки начинаются в ближайшие выходные дни после 14 сентября. В первый день учебного года совершается Молебен перед началом занятий.
В учебно-воспитательной группе обучаются дети дошкольного возраста (дошкольная ступень 4-7 лет), а также школьники (начальная ступень, 7-11 лет, и основная ступень 11-15 лет).
Исходя из этого, учебный процесс формируется с учетом психологических и физиологических возможностей каждой возрастной группы.
- Дошкольная ступень (4-7 лет).
Учитывая психологические особенности и ведущую деятельность данного возраста (4-7 лет), все учебные задачи решаются через игру. На занятиях применяются как предметные игры, так и сюжетно-ролевые. Предпочтение отдается объяснительно-иллюстративному методу.
Темы занятий в этой группе, как и во всех остальных, привязываются к годовому кругу праздников Русской Православной Церкви. Ученикам рассказываются избранные места из Евангельской истории, жития святых, основы Закона Божия.
Благодаря комплексным занятиям (во время уроков по основным дисциплинам в данной группе дети рисуют, лепят, разукрашивают картинки по теме занятий), происходит постоянная смена деятельности, что позволяет учащимся лучше воспринимать материал и не уставать.
Закрепление пройденного материала и опрос проводится в игровой форме (проводятся викторины и т.п.).
Для того чтобы ребенок лучше воспринимал рассказ учителя используются наглядные пособия (иконы, репродукции картин отечественных и зарубежных художников, посвященные теме урока, сюжетные картинки, помогающие ребенку запомнить действующих лиц и хронологию событий рассказанной истории), поскольку принцип наглядности один из самых известных и понятных принципов обучения.
В данной группе основной упор делается на привитие начальных христианских понятий посредством творческого развития ребенка, через стихи, песни, занятия музыкой, танцы, рукоделие.
- Начальная ступень (7-11 лет).
Учитывая тот факт, что в этом возрасте изменяется ведущая деятельность и психологические особенности детей, меняется и методика преподавания.
Игра уступает место обучению.
Вводится более четкая система преподавания, особенно это касается занятий Законом Божиим, те вопросы, которые рассматривались в первой группе обзорно, начинают изучаться более детально. Детям объясняется взаимосвязь между всеми преподаваемыми богословскими предметами. Появляется двухгодичная программа по каждому богословскому предмету.
Применяются традиционные методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, методы иллюстраций и демонстраций (видиометод) и упражнения.
Как и в первой группе, для того чтобы ребенок лучше воспринимал рассказ учителя используются наглядные пособия (иконы, картины отечественных и зарубежных художников, посвященные теме урока, сюжетные картинки, помогающие ребенку запомнить действующих лиц и хронологию событий рассказанной истории).
Большее внимание в этой группе начинает уделяться богословским предметам.
III. Основная ступень (11-15 лет).
В этой возрастной группе преподавание Закона Божьего включает в себя более глубокое изучение богословских дисциплин, для которых уже необходима определенная база знаний. На занятиях детям даются основные понятия по Литургике, Катехизису и Нравственному Богословию.
Если во второй группе преобладает объяснительно-иллюстративный метод, то в данной возрастной группе используются помимо лекций, рассказа и упражнений, исследовательский и эвристический (частично-поисковый) метод, все зависит от темы урока.
Таким образом, детям предоставляется возможность не только получить готовые знания от учителя, но и самим провести исследование, конечно под руководством учителя, по определенному вопросу.
По количеству учебных часов богословские дисциплины преобладают над прикладными.
Привязанность программ по основным и прикладным предметам к годовому кругу праздников Русской Православной Церкви.
Программы предметов по возможности привяываються к годовому кругу церковных праздников и составляються с такой целью, чтобы каждый предмет открывал новую грань изучаемого праздника.
Такая взаимосвязь помогает учащимся лучше понять и всесторонне изучить определенные события Евангельской и Церковной истории.
Привязанность программ к годовому кругу праздников помогает и воцерковлению детей, приходя в храм, ребенок начинает лучше ориентироваться в церковной службе, так как слышит знакомые песнопения, подходя к иконам, он уже может понять, кто на них изображен. Поскольку соответствующая тема рассматривается в ближайшие к празднику дни, это даёт возможность детям лучше понять и прочувствовать то событие, которое отмечает Святая Церковь.
Целесообразность программ, рассчитанных на два года обучения.
В учебно-воспитательной группе для начальной и основной ступени используются двухгодичные программы, как по Закону Божиему, так и по прикладным дисциплинам.
Необходимость двухгодичных программ вызвана следующими причинами:
- Свободное посещение занятий учащимися. Поскольку занятия проходят по выходным дням, так как учебно-воспитательная группа считается учреждением дополнительного образования, то по семейным или иным обстоятельствам дети иногда пропускают уроки.
- Урок по каждому предмету проводится всего один раз в неделю, по этому, двухгодичная программа дает возможность расширить спектр изучаемых тем.
Система поощрений в воскресной учебно-воспитательной группе.
В учебно-воспитательной группе существует определенная система поощрений учащихся и их родителей. Детей, проявивших усердие в течение учебного года, награждают подарками и грамотами.
В конце каждого полугодия из учеников выбираются лучшие по следующим критериям:
- посещаемости (данное поощрение рассматривается и как поощрение родителей, приводящих детей на занятия)
- прилежанию (каждый преподаватель отмечают лучших учеников по своему предмету)
- отмечается активное участие учеников в жизни школы: участие в богослужениях (дети поют на Литургии и помогают в алтаре), концертах, вечерах и мероприятиях.
За активное участие в жизни учебно-воспитательной группы, родители так же, как и дети награждаются памятными подарками и грамотами.
(219)