КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВОСКРЕСНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Концепция  развития
воскресной  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПАТРИАРШЕГО ПОДВОРЬЯ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В С. ЗДЕХОВО

Пояснительная записка

Воскресная учебно-воспитательная группа (УВГ) создана при Патриаршем подворье храма Святителя Николя с. Здехово Московской области, действует с 2005 г. и является его структурным подразделением. Общее руководство Воскресной УВГ осуществляет по должности настоятель храма  протоиерей Сергий Киселев.

Духовник Воскресной УВГ – настоятель храма протоиерей Сергий Киселев.

Директор Воскресной УВГ – Бутова Ольга Ивановна.

Цели и задачи воскресной учебно-воспитательной группы.

Воскресная учебно-воспитательная группа создана с целью формирования у обучающихся детей православного мировоззрения, привития навыков благочестивого образа жизни, приобщения обучающихся к литургической жизни Церкви, становления ребенка как творческой индивидуальности, его духовно-нравственного воспитания, содействия возобновлению православных традиций русской культуры и христианского благочестия.

Задачей религиозного воспитания ребенка является подготовка человека к полноценной церковной жизни, в основе которого лежит формирование православного, церковного мировоззрения.

Основными задачами Воскресной школы являются:

а) религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;

б) всестороннее развитие личности воспитанников;

в) адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.

Реализация указанных задач осуществляется в сотрудничестве с семьей, через вовлечение в приходскую жизнь.

Занятия в Воскресной школе проводятся раз в неделю, в воскресение.

Один урок длится 40 минут.

Преподаватели воскресной учебно-воспитательной группы.

Преподавателями учебно-воспитательной группы являются:

  • священнослужители, проводящие занятия по Закону Божиему;
  • педагоги, имеющие богословское образование и опыт работы с детьми.

Методика преподавания в воскресной учебно-воспитательной группе.

Обучение в учебно-воспитательной группе проводится по программам, основанным на «Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемого в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» (2012 г.) адаптированным к возможностям учебно-воспитательной группы.

По сложившейся традиции уроки начинаются в ближайшие выходные дни после 14 сентября. В первый день учебного года совершается Молебен перед началом занятий.

В учебно-воспитательной группе обучаются дети дошкольного возраста (дошкольная ступень 4-7 лет), а также школьники (начальная ступень, 7-11 лет, и основная ступень 11-15 лет).

Исходя из этого, учебный процесс формируется с учетом психологических и физиологических возможностей каждой возрастной группы.

  1. Дошкольная ступень (4-7 лет).

Учитывая психологические особенности и ведущую деятельность данного возраста (4-7 лет), все учебные задачи решаются через игру. На занятиях применяются как предметные игры, так и сюжетно-ролевые. Предпочтение отдается объяснительно-иллюстративному методу.

Темы занятий в этой группе, как и во всех остальных, привязываются к годовому кругу праздников Русской Православной Церкви. Ученикам рассказываются избранные места из Евангельской истории, жития святых, основы Закона Божия.

Благодаря комплексным занятиям (во время уроков по основным дисциплинам в данной группе дети рисуют, лепят, разукрашивают картинки по теме занятий), происходит постоянная смена деятельности, что позволяет учащимся лучше воспринимать материал и не уставать.

Закрепление пройденного материала и опрос проводится в игровой форме (проводятся викторины и т.п.).

Для того чтобы ребенок лучше воспринимал рассказ учителя используются наглядные пособия (иконы, репродукции картин отечественных и зарубежных художников, посвященные теме урока, сюжетные картинки, помогающие ребенку запомнить действующих лиц и хронологию событий рассказанной истории), поскольку принцип наглядности один из самых известных и понятных принципов обучения.

В данной группе основной упор делается на привитие начальных христианских понятий посредством творческого развития ребенка, через стихи, песни, занятия музыкой, танцы, рукоделие.

  1. Начальная ступень (7-11 лет).

Учитывая тот факт, что в этом возрасте изменяется ведущая деятельность и психологические особенности детей, меняется и методика преподавания.

Игра уступает место обучению.

Вводится более четкая система преподавания, особенно это касается занятий Законом Божиим, те вопросы, которые рассматривались в первой группе обзорно, начинают изучаться более детально. Детям объясняется взаимосвязь между всеми преподаваемыми богословскими предметами. Появляется двухгодичная программа по каждому богословскому предмету.

Применяются традиционные методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, методы иллюстраций и демонстраций (видиометод) и упражнения.

Как и в первой группе, для того чтобы ребенок лучше воспринимал рассказ учителя используются наглядные пособия (иконы, картины отечественных и зарубежных художников, посвященные теме урока, сюжетные картинки, помогающие ребенку запомнить действующих лиц и хронологию событий рассказанной истории).

Большее внимание в этой группе начинает уделяться богословским предметам.

III. Основная ступень (11-15 лет).

В этой возрастной группе преподавание Закона Божьего включает в себя более глубокое изучение богословских дисциплин, для которых уже необходима определенная база знаний. На занятиях детям даются основные понятия по Литургике, Катехизису и Нравственному Богословию.

Если во второй группе преобладает объяснительно-иллюстративный метод, то в данной возрастной группе используются помимо лекций, рассказа и упражнений, исследовательский и эвристический (частично-поисковый) метод, все зависит от темы урока.

Таким образом, детям предоставляется возможность не только получить готовые знания от учителя, но и самим провести исследование, конечно под руководством учителя, по определенному вопросу.

По количеству учебных часов богословские дисциплины преобладают над прикладными.

Привязанность программ по основным и прикладным предметам к годовому кругу праздников Русской Православной Церкви.

Программы предметов по возможности привяываються к годовому кругу церковных праздников и составляються с такой целью, чтобы каждый предмет открывал новую грань изучаемого праздника.

Такая взаимосвязь помогает учащимся лучше понять и всесторонне изучить определенные события Евангельской и Церковной истории.

Привязанность программ к годовому кругу праздников помогает и воцерковлению детей, приходя в храм, ребенок начинает лучше ориентироваться в церковной службе, так как слышит знакомые песнопения, подходя к иконам, он уже может понять, кто на них изображен. Поскольку соответствующая тема рассматривается в ближайшие к празднику дни, это даёт возможность детям лучше понять и прочувствовать то событие, которое отмечает Святая Церковь.

Целесообразность программ, рассчитанных на два года обучения.

В учебно-воспитательной группе для начальной и основной ступени используются двухгодичные программы, как по Закону Божиему, так и по прикладным дисциплинам.

Необходимость двухгодичных программ вызвана следующими причинами:

  1. Свободное посещение занятий учащимися. Поскольку занятия проходят по выходным дням, так как учебно-воспитательная группа считается учреждением дополнительного образования, то по семейным или иным обстоятельствам дети иногда пропускают уроки.
  2. Урок по каждому предмету проводится всего один раз в неделю, по этому, двухгодичная программа дает возможность расширить спектр изучаемых тем.

Система поощрений в воскресной учебно-воспитательной группе.

В учебно-воспитательной группе существует определенная система поощрений учащихся и их родителей. Детей, проявивших усердие в течение учебного года, награждают подарками и грамотами.

В конце каждого полугодия из учеников выбираются лучшие по следующим критериям:

  • посещаемости (данное поощрение рассматривается и как поощрение родителей, приводящих детей на занятия)
  • прилежанию (каждый преподаватель отмечают лучших учеников по своему предмету)
  • отмечается активное участие учеников в жизни школы: участие в богослужениях (дети поют на Литургии и помогают в алтаре), концертах, вечерах и мероприятиях.

За активное участие в жизни учебно-воспитательной группы, родители так же, как и дети награждаются памятными подарками и грамотами.

(219)