Основными учредителями и организаторами Троицкого форума являются Московский Педагогический Государственный Университет и МОО «Содружество православных деятелей культуры, науки и образования».
Цель Троицкого Форума – возрождение наставничества.
Епископ Воскресенский Савва открыл работу пленарного заседания, выступив с докладом «Митрополит Симон (Новиков), человек, учитель и пастырь».
Далее была продолжена работа по секциям: «Патриотическое воспитание молодежи», «Поминайте наставников Ваших» и «Семейные ценности. Христианский взгляд», в одной из которых протоиерей Сергий Киселев выступил с докладом на тему «Патриотическое воспитание молодого поколения в работе Православной школы имени преподобного Сергия Радонежского в Усадьбе Свиблово 2001-2016 гг.».
Представители органов государственной власти и образовательных организаций, Священноначалие и сотрудники Синодальных Отделов Русской Православной Церкви, профессорско-преподавательский состав ВУЗов, студенты, магистранты, аспиранты, учащихся кадетских корпусов и патриотических объединений обсудили роль Церкви в истории России и жизни её именитых личностей, вопросы сохранения и укрепления семейных ценностей, гражданско-патриотического воспитания современной молодежи, памяти и памятования в образе жизни современного человека.
Выступление
протоиерея Сергия Киселева настоятеля храма святителя Николая Мирликийского Патриаршего Подворья в с. Здехово
на тему «Патриотическое воспитание молодежи в работе Православной школы имени преп. Сергия Радонежского в Усадьбе Свиблово 2001-2016 гг.»
«Добрый гражданин Отечества земного будет
добрым гражданином Отечества Небесного»
(Святитель митрополит Филарет Дроздов)
Слово Отечество идет из Послания апостола Павла: «Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 14-15) Переживание Отечества — есть производное от переживания Отца небесного. В переводах на европейские языки это слово дано как «земля» — land, а не как государство — state. Вот почему русские князья клялись русской землей за несколько веков до того, как сложилось единое русское государство.
Добрыми гражданами Отечества земного называли святые отцы тех христиан, кто, следуя учению Православной Церкви, приобретает добродетель терпения. О значении терпения прекрасно сказал святитель Тихон Задонский: «Коль великую пользу терпение приносит в обществе и всяком звании! Терпением сохраняется любовь и согласие между властями и подвластными, между родителями и детьми, между господами и рабами, между братьями, между друзьями, между соседями, между покупающими и продающими, так что без терпения никакого добра быть не может». Без него не может обойтись ни человек, ни семья, ни общество, ни государство. Мудрая пословица: «Терпение и труд, все перетрут» созвучна мысли многих святых отцов и берет свое основание в святоотеческом наследии.
Назидательны и поучительны наставления святых отцов о необходимости любви к своему Отечеству. То, что чувство патриотизма у современной российской молодежи во многом утрачено, кажется, признают все. 90-е гг. XX столетия в этом смысле не прошли даром. Среди молодежи пугающе много людей циничных, считающих, что и без Родины они проживут. Очевидно, что когда количество людей с таким умонастроением превысит критическую отметку, наше общество окажется в большой опасности. Патриотизм в святоотеческой традиции неразрывно соединялся с религиозностью человека. Собственно, патриотизм, т.е. любовь к Родине, по сути своей является религиозным чувством. Патриотизм предполагает самоотверженный труд на благо Отечества и готовность защищать его не щадя своей жизни. В сознании человека, живущего в христианской культуре и христианском государстве, понятия Отечество, религиозные ценности, святыни стоят в одном ряду.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) призывал: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они принося жизнь в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых». Александр Васильевич Суворов был убежден, что «христианская вера порождает героев».
В российской истории в самые трагические моменты Русская Церковь всегда была со своим народом. Русские войска бились на Куликовом поле по благословению преподобного Сергия Радонежского, ополчение Минина и Пожарского шло в бой, вдохновленное Святейшим Патриархом Гермогеном. В XX столетии, когда церковно-государственные отношения коренным образом поменялись, когда ушла в прошлое православная Российская империя, Русская Православная Церковь была со своей страной и со своим народом, вдохновляя на борьбу с немецко-фашистскими полчищами.
Как говорит Святейший Патриарх Кирилл «Нам важно вспоминать о прошлом, о святых и героях, о тех, кто Родину и веру защищал, кто создавал то, что повлияло на всю последующую историю Отечества!»
Вчера, сегодня и завтра жизнь Святой Руси определялась ее православным духом и верностью Господу нашему Иисусу Христу. Испытания последних десятилетий для нашего народа и особенно для молодого поколения явились экзаменом проверки ее на прочность. Радует то, что духовно-нравственные задачи по воспитанию молодого поколения поддерживаются также и нашим Президентом.
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (…) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».
Возрождая нашу Церковь и ее святыни после лихих богоборческих десятилетий, второе Крещение Руси, которое началось с 1988 года дало возможность России тогда еще Советскому Союзу постепенно возвращаться к своим богатым духовным ценностям: храмам, церковной музыке, живописи, литературе. Как ни странно, после распада Советского Союза это возрождение Божией милостью набирало все новые и новые обороты. На долю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II досталась эта очень важная миссия – поднимать из руин наши национальные святыни.
Всему свое время, 5время разбрасывать камни, и время собирать камни. (Экклезиаст 5:3)
В 1994 году Святейший Патриарх Алексий II назначил меня настоятелем храма Живоначальной Троицы Патриаршего Подворья в Усадьбе Свиблово восстанавливать Усадьбу из руин. В 2001 году, посещая Усадьбу Свиблово с мэром Москвы Ю.М.Лужковым, когда храм и три здания стали приобретать «живой вид» благословил в одном из флигелей исторического комплекса начать работу общеобразовательной православной школы. В 2016 году исполнилось 15 лет со дня этого знаменательного события.
Хотелось бы в этом материале, который будет представлен вашему вниманию показать этапы развития жизни этой школы в различных ее проявлениях, главной целью которых и было раскрыть и привить молодому поколению любовь к Церкви, Отечеству и нашему народу, то есть к тем ценностям, которые по своей сути не разделимы.
Суть Православной школы в Усадьбе Свиблово заключалась в том, чтобы соединить три института – Церковь, семь и школа воедино. 1000-летняя история нашего Отечества показала, что настоящим гражданином земного Отечества может быть только тот человек, который впитывает в свой ум, сердце и душу именно те дары, которые дают ему эти три инстанции.
Предыдущие докладчики епископ Воскресенский Савва, Рябухин Сергей Николаевич – сенатор Совета Федерации и другие раскрыли в своих докладах важность сохранения исторической памяти с теми духовными наставниками, которые встречались на их жизненном пути.
Так и школа в Свиблово имела своим духовным наставником Святейшего Патриарха Алексия II, который благословил ее начинание в 2001 году. Каждый год, направляя свое письменное благословение, желал формировать в каждом ученике христианина, гражданина и патриота.
Школьная общественность, многие родители и педагоги пытались выполнить эту миссию. Как получилось, будет судить история и Господь.
Те выпуски, которые имела школа свидетельствуют сегодня о том, что труды всех были не напрасны.
(72)